Украинские производители укрепляют позиции
на рынке минераловатных утеплителей
Жилищно-коммунальные хозяйства по СНГ страдают от нехватки качественной теплоизоляции и нуждаются в современных теплоизоляционных материалах. Обратив на этот факт внимание, наиболее предприимчивые Украинские компании усилили давление для укрепления своих позиций на весьма перспективном рынке. В результате, за последние 3 года в Украине стартовали 4 заводи по производству минераловатных утеплителей. Но на сколько эффективно они будут работать, будет зависеть не только от активизации реконструкции существующего жилищного фонда, но и от нового строительства. Пока что повышенный спрос на утеплители стимулирует постоянный рост цен на энергоносители. Что будет дальше?
Новые украинские производства.
Дефицит теплоизоляционных материалов на базальтовом волокне, наблюдаемый несколько лет назад, теперь сменился насыщением рынка. Ежегодно вводятся в эксплуатацию новые производственные мощности. В 2008 г. в Донецкой области открыт за¬вод «Данко» украинской компании «Данко-Индастри в Черкасах открыт завод «Тех¬но» российской компании «ТехноНиколь», а весной 2010 г. была введена в эксплуатацию еще одна линия этого предприятия.
2010 год можно смело вписывать в историю развития отечественных утеплителей из базальтового волок¬на как переломный. Были открыты два новых Украинских заводов — «Изоват» в Житомирской и «Термолайф» в Харьковской областях. На этих предприятиях установлено технологическое оборудование итальянской компании Gamma Meccanica SpA, позволяющее изготовить продукцию, соответствующую лучшим мировым образцам. Скоро в Харькове должен открыться завод компании «Промимпекс», инвестором которого выступает «Украгрохимхолдинг».
С появлением новых предприятий, рынок минераловатных утеплителей укрепился в пользу Украинских производителей, к которым можно условно отнести и построенный на территории Украини завод «Техно». За данными ком¬пании «Кнауф Исулейшн Украина», в 2009 г. доля Украинских производителей базальтовой теплоизоляции на Украинском рынке составила 50% рынка, а в 2010 году — более 60%. И это с расчетом того, что не все новые заводы успели выйти на проек¬тную мощность. Мешает этому, как и раньше, сложная финансовая ситуация в стране. Но в ближайшие два-три года доля отечественных производителей на Украинском рынке продолжит расти за счет развития экономики, и за счет сокращения доли импортеров.
По данным Госкомстата Украины, в 1м полугодии 2010 года объемы производства силикатной, минеральной и шлаковаты составили 1,1 тыс. т, что на 83,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года (0,6 тыс. т). В 2009 г. в сравнении с 2008 годом падение производства составило 71,8% (3,6 тыс. т).
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Осторожно – «протухшие» сэндвичи!
Осложнения для импортеров минеральных утеплителей.
Нерешительность зарубежных поставщиков минераловатных утеплителей во время строительного бума съиграла против них и на руку местным Украинским предпринимателям, которые успели построить себе производства и постепенно вырвать свою долю рынка у импортеров.
По оценкам специалистов, негативной оказалась ситуация для основного импортepa минераловатных утеплителей — компании Rockwool. В 2010 году доля ранее безусловного лидера отечественного рын¬ка последних лет уменьшилась до 35%. Представители компаний продолжают утверждать, что в чистом виде продукция Rockwool лидирует на рынке, но статистика свидетельствует об обратном. В 2009 году импортировано 85,9 тыс. т. каменной ваты, а уже в 2009 году — только 27,2 тыс. т. За 2010 г. этот показатель уменьшился еще. По мнению специалистов, спрос на продукцию Rockwool уменьшается из-за отсутствия гибкой ценовой политики. В данный момент компания стоит перед выбором: опираясь на качество продукции и сильный бренд, попытаться сохранить текущие позиции на рынке или попытаться вернуть утерянное, двигаясь к демократизации цен.
Данное стратегическое решение – пожалуй, главная интрига рынка каменной ваты. Не даром в 2010 году в компании были проведены радикальные изменения структуры предприятия. Представительства Rockwool Украины, Белоpyсcии и Pocсии объединились в единую компанию. Директор нового представительства, Андрей Бойко, считает что объединение технологий, ресурсов и опыта существенно усилят позиции компании, повысив качество обслуживания и увеличив скорость поставок продукции.
Что Rockwool планирует взять ре¬ванш на украинском рынке, частично подтверждает его масштабная экспансия на российском и азиатском рынках. В 2010 г. компания приобрела 4 завода по производству теплоизоляции в Pocсии, Китае, Таиланде и Малайзии. По данным компании, инвecтиции составили 250 млн. евро. Реализация такого сценария вероятна и в Украине. Для этого есть ряд причин. Во-первых, украинский рынок имеет большой потенциал. Во-вторых, время для строительства нового завода упущено. В-¬третьих, приобрести готовое производство иногда гораздо проще, чем построить, о чем свидетельствует негативный опыт другого импортера минераловатных утеплителей «Кнауф Инсулейшн Украина», который уже несколько лет безуспешно пытается начать строительство завода по производству минеральных утеплителей на основе стекловолокна в Киевской области.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Десять задумок по организации интерьера в «весеннем» варианте.
По материалам сайта ЗАО «Термолайф»
Каменная вата